Учебно-методический центр Русского Воинского искусства "Кречет"
Вопросы и заявки в мастерскую
высылать по адресу:
За основу работы над собой в Школе «Кречет» взяты не только достижения и способы самопознания и совершенствования, освоенные народом через Воинское искусство. Но мы применяем и то, что знали и чем владели русские скоморохи. Остатки этих знаний и умений сохранились в среде Верхневолжских офеней, от кого и были собраны Александром Шевцовым в конце прошлого века. На возможность подобного сохранения каких-то особых тайных знаний о природе человека до конца ХХ века, некоторые смотрят с подозрением или с прямым недоверием. Что ж, это их право.
 
Уважая это право, я одновременно оставляю за собой возможность идти по своим чувствам. Ещё с самого детства, если вдруг становился выбор между тем быть правым или оставаться весёлым, я выбирал последнее. Вспоминается сразу, как об этом выборе очень верно спел в какой-то из своих песен Борис Гребенщиков: «…один из нас весел, другой из нас – прав…».
 
Люди весёлые – это ещё одно из названий скоморохов, которое им дал народ. И, как я понимаю, называли их так за то, что вот этот выбор между правотой и весельем в сторону последнего – был сутью их мироощущения. А поскольку скоморохи воплощали собой определённое качество русской души, то это мироощущение можно видеть неотъемлемой её частью. Люди весёлые – это не только, и даже не столько – шутники, пересмешники и бродячие лицедеи ярморочных площадей. Они ведь ещё и сказочники, гусляры, знатоки древних былин и сказаний. Они устроители и водящие народных праздников. То есть - те, кто удерживал  в себе определённое восприятие Руси и напоминал народу о том, что является его корнем, его истоком. Важно понимать, что напоминали, конечно же, через слова и музыку, через свою сильную Игру, но использовали всё это лишь как способы. Способы передать особое состояние души, передать ладный образ человека, являющегося частью нашего народа. 
 
Конечно, в правоте нет ничего дурного. Быть правым, то есть правильным, необходимо уметь. Особенно если речь идёт о соблюдении различных договоров или ряда между людьми. Но ряд или определённая последовательность чего либо – это всегда условность, если смотреть на явления с точки зрения всеобъемлющей Истины. То есть договор или ряд – это всегда жертва, которая приносится всеми нами ради того, чтобы смочь сделать хоть что-то в этом странном, непредсказуемом и непознанном мире.  С помощью ряда мы выстраиваем вещи и явления жизни в некий порядок, который хоть как-то соответствует действительности, но главное – он удобен для того, чтобы мы все, такие разные, смотрели на определённые части жизни одинаково. Без этого мы не сможем жить вместе, не сможем договориться, мы перессоримся и вообще поубиваем друг друга, поскольку места на земле не хватит для того, чтобы каждый жил отдельно от другого. Да и не по-людски это как-то – жить особняком, отделившись от других.
 
Но наступает такое время, когда условный порядок становится слишком сложным, тяжеловесным, жестким и местами даже кривым. Такое нагромождение правил и договоров вытесняет из людского быта саму Жизнь. И тогда быт становится всё более механистичным. А сообщество людей, погруженных в этот быт, всё сильнее начинает напоминать сборище машин. Какая уж тут радость, какое веселье?! Ведь настоящая радость и веселье – это такое состояние, когда душе в теле хорошо живётся. Когда ей уютно во плоти во всех отношениях. А для этого душе не достаточно лишь того, чтобы тело было хорошо накормлено, прилично одето и защищено кровом от природных стихий. Душе кроме этого очень важно, чтобы жизнь была наполнена Любовью, Творчеством и Игрой. Без этого душа чахнет, а потом и вовсе засыпает, словно спящая царевна из сказки.
 
А скоморохи - это те, кто приходит будить душу. И делают они это определённым способом. Ведь будить душу может несчастье и горе, например, с приходом войны. Люди весёлые делают это по-другому. Они будят людские души через Игру. А поскольку Игра эта сильная, как её ещё называли, то в ней и поглумиться могут над косностью, над тупостью, выжигая смехом мертвечину из сознания человека.
 
Могут и о смерти напомнить, чтобы человек выскочил из своего сонного заблуждения, будто жизнь станет длиться бесконечно и у него ещё много времени на воплощение своих задумок. Обо всём этом скоморох напоминает своей сильной Игрой, а не стрельбой.
 
В общем, небольшой статьёй об исследовательской мастерской не расскажешь о таком широком и глубоком явлении, как скоморошество. Тем более, если говорить о нём, как об определённом жизненном выборе на Пути самопознания.
 
Я предлагаю исследовать этот выбор, это состояние, на прикладной работе в пространстве сбора Стожары. Для этого заявляю работу Скоморошьей исследовательской мастерской.
 
Мы и раньше касались частенько скоморошьего искусства и делали работу весёлых людей на Стожарах. Ведь у нас тут есть и народные гуляния, и Окручивание… Осваиваем мы это ремесло, уже много лет поздравляя людей артелью Деда мороза на Новый год, а так же - устраивая народные праздники Масленицы и Зимние Святки. Но сейчас я хочу, чтобы желающие осваивать навыки присущие скоморохам, могли обучаться этому целенаправленно. Чтобы наши открытия и опыт собирались и раскладывались по полочкам в закромах. Дабы чего важного не упустить и чтобы не тратить всякий раз силы на придумывание велосипедов. 
 
Скоморошья мастерская будет работать в то время Стожар, когда люди будут вне мастерских. То есть - до ухода в мастерские и после выхода из них. Это значит, что заявиться в эту работу сможет любой участник сбора Стожары.
 
Основные задачи мастерской вижу такие:
 
1. Научиться познавать себя через Игру. А так же освоить отношение к самопознанию, как к сильной и увлекательной Игре.
 
2. Открыться Игре. Раскрыть способность играть сильно, то есть от души, без театральной показушности и фальши.
 
3. Освоить умение вовлечь в игру людей, отладив их общий настрой, запустив волну движения и жизни.
 
4. Раскрыть способность чувствовать и распознавать помехи Игре – всевозможные Заторы и Провисы на Токе жизни.  Уметь отладить Ток жизни, убрав помехи с помощью Игры или очищения.
 
5. Научиться устраивать и вести разные  народные праздники, в том числе и на большое количество людей. Знать значение обычаев и обрядов, которые творятся на этих праздниках. Освоить игру на народных музыкальных инструментах.
Водящий Стожар
Андрей Стрепет