Важнейшим вспомогательным способом самосовершенствования и самопознания в Школе «Кречет» является работа с движением. Лучше всего для решения этой задачи подходят движения из боевого искусства. Ведь именно они выводят человека на остриё чувствительности и позволяют проверить истотные Образы на соответствие действительности. Кроме этого, в традиции русского боевого искусства проявляется огромный опыт, накопленный за многовековую историю существования Руси. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что оно раскрывает в себе особое мировоззрение, глубокую народную философию. Причём философию именно прикладную, не оторванную от действительной жизни. Ведь мировоззрение, порождённое боевым искусством, и не может быть иным, поскольку оно всегда очень жёстко проверяется войной на соответствие истине. Многочисленные испытания, которые прошло русское боевое искусство в ходе длительной истории Руси, показывают его жизнеспособность. Мировоззренческие основы, на которые оно опирается, содержат в себе истину. Само существование России, занимающей пространство одной шестой части всей мировой суши, является прямым подтверждением этого. Такова действительность: народы, которые утеряли способность защищать свою культуру и целостность, рассеяны и не имеют своей государственности.
 
Правда и в том, что сегодня многое утеряно. Теперь для возрождения истинно русского духа в боевом искусстве нужно приложить немало труда. Благо, что в народной и армейской среде, благодаря некоторым подвижникам, всё-таки были сохранены определённые основы русского ратного дела.
 
Но я сейчас говорю о самосовершенствовании и самопознании. И если рассматривать русский рукопашный бой как вспомогательный способ для раскрытия себя, то здесь, прежде всего, имеют значение два направления работы:
 
1. Раскрытие в себе бойцовского ратного духа, как его понимали в русской народной культуре.
 
2. Углубление осознанности через утончённую работу с движением.
 
Исходя из этого, мне хочется выделить два основных направления русского рукопашного мастерства, которые мы берём за основание для такой работы.
 
Прежде всего, это народная традиция ведения кулачного боя, уходящая корнями в глубокую древность. Она изначально имела не только прикладное значение, но и была частью обрядовой жизни народа. То есть несла в себе мировоззренческие основы. Можно сказать, что кулачный бой – это традиция от самой земли. С её стеношными боями, частушками под драку и даже боевым чародейством, она была неотъемлемой частью жизни русского человека, а потому естественно вплеталась в его быт. Без существования каких-то особых школ и мудрёных названий, эта традиция всегда служила мощным ядром для сбора так называемого земского войска или народного ополчения. Известно из истории, сколь сильные противники Руси были не раз сокрушены простыми людьми, временно сменившими соху на мечи.
 
Сейчас в этом направлении работает несколько известных в России Школ.
 
Основам народного взгляда на рукопашный бой я обучался в течении восьми лет в традиции Владимирских Любков, возрождаемой Александром Александровичем Шевцовым. Любки по своей сути направлены не столько на победу над врагом, сколько на поддержание ладной жизни и постижение истины через законы движения. Но, обучая видеть и использовать Истоты, они дают великолепную подготовку и для боевой работы. Из наиболее известных мне ещё назову «Петербургское общество любителей кулачного боя» под руководством Андрея Владимировича Грунтовского.
 
Другая ветвь – рукопашный бой, применяемый в армии. Точнее, та его часть, которая сохранила в себе отголоски древней русской традиции профессионалов войны – постоянной княжеской дружины, позже – дворянства, белого офицерства и казачества. Остатки их Воинских традиций были сметены после переворота 1917 года. Но кое-что осталось. В НКВД советской эпохи умели ценить всё, что предельно дееспособно и соответствует особым видам задач этого боевого подразделения, и часть традиции удалось сохранить. Что-то не было навсегда забыто благодаря усилиям отдельных мастеров, которые передали некоторые секреты боевого искусства наследникам по роду. В этой ветви ратного дела тоже не ценилась победа любой ценой, большое значение уделялось сохранению Воинского достоинства и осознанности действий.
Наибольший интерес в этом отношении представляет, на мой взгляд, та исследовательская работа, которая ведётся сегодня в школе Алексея Алексеевича Кадочникова и его сына Аркадия Кадочникова. Мне посчастливилось бывать в Краснодаре и заниматься под руководством этих мастеров на их живых семинарах.
 
Обе эти ветви – наследие народной традиции кулачных бойцов и армейская рукопашная – позволяют создать благоприятнейшие условия для самопознания и совершенствования через движение.
 
То, что прикладные боевые и состязательные задачи подобной работы не являются первостепенными, позволяют сделать её доступной для мужчин и женщин разного возраста и степени подготовки. Так боевое искусство превращается в Воинское.
 
Самосовершенствованием через занятия рукопашным боем может заниматься любой, у кого есть искреннее желание раскрывать и исследовать свою природу. Правда, необходимо и понимание того, как эта работа происходит.
 
В первую очередь движения из боевых искусств действуют как сильнейшее и тончайшее средство ворошения. Они очень чётко показывают так называемые «слепые пятна» Сознания – те его пространства, где поселились неосознанность и неуправляемость, как итог каких-то болезненных случаев из прошлого. В предыдущих главах я отмечал, что очищение от инородного содержания Сознания невозможно без выявления этих болезненных вкраплений.
 
Движения из боевых искусств позволяют это делать точно и просто. Неуклюжие, несвоевременные и неуспешные действия явно говорят о наличии помех. Так же, как чрезмерность или недостаточность усилий в решении поставленной задачи тоже показывают, что осознанность чем-то перекрыта.
 
Как способ ворошения, движения из боевого искусства, на мой взгляд, являются наилучшими. Ведь здесь всегда есть взаимодействие с другим человеком. Вся наша жизнь проходит в обществе и немыслима без взаимодействия и взаимоотношений. Боевое искусство способно воссоздать любые оттенки взаимоотношений, начиная с самых острых, выраженных в стихии боя, и заканчивая более дружелюбными – проявляющимися в боевом плясе или в борьбе на любки. Я не представляю, как асаны заморской йоги могут подготовить меня к сложным взаимодействиям в общественной жизни. Каждый, наверное, испытывал это чувство на себе: пока ты наедине сам с собой, можно быть уравновешенным, решительным и гибким, но стоит попасть в настоящий жизненный переплёт, как самообладание предательски покидает тебя.
 
Другим важным качеством рукопашного боя на пути самосовершенствования являются его целительные свойства. Движение уже само по себе является благотворной средой, естественно возвращающей жизненный жар в омертвевшие части тела и Сознания. Упражнения из боевого искусства затрагивают Образы таких важнейших жизненных проявлений, как битва за выживание и самозащита. Это те самые Образы, которые разжигают огонь жизненной охоты. В народной традиции считалось, что терпит поражение и заболевает, прежде всего, тот, в ком слаба жизненная охота.
 
Рукопашный бой естественно позволяет разжечь внутренний Огонь и почувствовать взаимосвязь Ярости и состояния ясной осознанности. Свет осознания загорается от огня жизненной охоты. Пока человек не горит, а тлеет, – и речи не может быть об углублении осознанности. Если же ты не горишь в битве, то здесь ты теряешь не только осознанность, но терпишь поражение и можешь даже погибнуть.
 
Движения русского рукопашного боя имеют свои особенности, позволяющие вернуть цельность и естественность. Прежде всего, это волна движения и раскрепощённость. Все действия должны выполняться «от Живота», передавая волной Силу и движение туда, куда задумал человек. За много лет практической работы и обучения я уже убедился: люди, воспитанные в современной культуре, не могут осознанно проводить через своё тело волну движения, как того требует народная традиция. Технократическое мировоззрение налагает свой отпечаток на Мышление человека, и его тело начинает двигаться подобно запрограммированному роботу. Чтобы подвести человека к тому, что в традиции происходило легко и естественно, необходимо провести с ним огромную подготовительную работу. В основном она связана с возвращением упругости и освобождением от зажатости. Это настоящая перестройка мировоззрения – человек избавляется от насильственности, раскрывая способность жить в Позволении.
 
Здесь очень хорошо помогает яростная работа с движениями из рукопашного боя в связке с Очищением Сознания.
 
Для подготовки тела и Сознания к русскому рукопашному бою мы используем на занятиях такие упражнения, как Пластания. Так мы называем всевозможные кувырки, падения и перекаты, выполняемые обязательно на твёрдом полу. К примеру, падая с лавочки на деревянный пол вниз головой, ты просто не имеешь права оказаться жёстким или чрезмерно рыхлым. Необходима живая упругость тела, совмещённая с тонким чутьём плотностей, на которые ты летишь. Но и этого мало, если хочешь остаться невредимым. Нужно ещё так сыграть телом, чтобы обтечь и обкатать все эти плотности, избежав повреждений и продолжая решать поставленную задачу.
 
Но ведь подобной плотностью, на которую мы порой налетаем в жизни, может быть любой житейский случай, где часть условий будут напоминать непреклонный и жёсткий пол. Ты можешь, конечно, на него обидеться, но от этого будет хуже только тебе. Если же ты попытаешься сломить эти условия ещё большей жёсткостью или окажешься слишком рыхлым – ты просто разобьёшься. Так что простые Пластания могут превращаться в очень глубокую и тонкую работу по совершенствованию и самопознанию. Конечно, начинать надо не с падения вниз головой с высоты, а с более простых упражнений, шаг за шагом возвращая себе естественность.
 
Если есть желание прикоснуться к живой народной традиции русского рукопашного боя и самосовершенствоваться через неё, то приходите на наши занятия! Двери наших залов открыты для тех, кто готов искренне работать над собой, и кому не безразлична судьба нашей народной культуры. Здесь вы сможете поправить своё здоровье, укрепить волю, углубить осознанность, обрести навыки самообороны и соприкоснуться с красотой народной культуры.
 
 
 
Андрей Стрепет
(публикуется на правах рукописи)
группа Вконтакте