Учебно-методический центр Русского Воинского искусства "Кречет"
Вот и прошли очередные Стожары. В этом, 2014 году, основная тема этого ежегодного сбора Школы «Кречет» называлась «Лукоморье».
 
Поэтому, за основу нашего данного исследования в русле прикладной психологии самопознания мы избрали слова известного отечественного собирателя славянских преданий, верований и обычаев - Александра Николаевича Афанасьева. Это отрывок из его знаменитого труда «Поэтические воззрения славян на природу», который был издан ещё при жизни ученого – в 1869 году:
 
«…сказка не пустая складка; в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира…
Чудесное сказки есть чудесное могучих сил природы; в собственном смысле оно нисколько не выходит за пределы естественности, и если поражает нас своею невероятностью, то единственно потому, что мы утратили непосредственную связь с древними преданиями и их живое понимание».
 
Предлагая эти слова за основу исследования на Стожарах, я исходил из видения, что потеряв непосредственную связь с древними преданиями нашего народа и живое понимание «могучих сил природы», мы утратили осознание какой-то очень важной части самих себя. Той самой, без которой нас можно назвать не иначе, чем Иванами родства не помнящими. Но дело даже не в том, кто и как нас будет называть. А в том, как и кем я сам себя осознаю и ощущаю. И насколько это моё ощущение соответствует действительности. То есть – меня занимают, в первую очередь, вопросы самопознания.
На Стожарах мы стремились заглянуть в Лукоморье, священную и одновременно сказочную страну Руси, каждый через себя. Если судить по моим чувствам и по тому, что говорили участники во время Стожар и по их окончании – у нас это получилось.
Для этого на Стожарах-2014, как обычно, работали исследовательские мастерские, вполне соответствующие образу и духу Лукоморья: Хорты, Падчерицы, Мавки, Тёмные и Скоморохи. В мастерскую Прокаженные, к счастью или к сожалению, никто в этом году не заявился, ни до, ни во время Стожар.
Мастерские Хорты и Падчерицы стали своеобразной основой Стожар, на которой выстраивалась работа всего сбора.
 
По сложившейся традиции, первые полтора дня были отведены на раскрытие темы «Теория и практика   очищения   сознания».   То   есть   –   мы
В этом году на месте Стожар был обильный урожай земляники.
действительно занимались разбором теории очищения и собственно прикладной работой, как она ведётся в нашей Школе.  Это особенно полезно для новичков, но и для бывалых участников нашей работы - тоже.
Затем, в ночь со 2-го на 3-е июля - начались переходы в мастерские.
 
Хорты.  Мастерскую Хортов впервые за несколько лет не вёл Скороход. Наконец-то созрел человек, который не только решился повести эту мастерскую, но и смог достойно справиться с этой задачей. Хортов в этом году повёл Дядька из Чернигова. Это позволило исполнить Скороходу давнишнее своё желание – пройти исследование в мастерской Тёмные. 
Скороход впервые за много лет не повёл Хортов.
По задумке в первую же ночь после ухода в Хорты, в этой мастерской была проведена практическая работа – Разведка. Как обычно она включала в себя  довольно долгий ночной переход, пробежку и заплыв всей стаи на бревне. Хорты прошли точно по намеченному плану и вернулись полным составом в станицу вовремя. Воздух и вода были в эту ночь прохладными. Длительный переход и заплыв потребовали большой затраты сил. Так что на берег Хорты выходили уже под утро, молча и слегка покачиваясь от усталости. На берегу с костром и горячим чаем их всю ночь прождали Падчерицы. Это для них была особая работа, связанная с бдительностью и верностью 
ожидания. И у Хортов на середине пути и у Падчериц во время бессонного ожидания в ночи, прошли беседы о внутренней силе и важности состояния ожидания. Для этого разговора нами был выбрано известное стихотворение Константи́на Миха́йловича Си́монова времён Великой Отечественной войны - «Жди меня». Тема эта оказалась настолько важной и прочувствованной, что на следующий день была проведена общая беседа об ожидании.

Над Стожарами зазвучали строки стихотворения, которое в тяжелую годину 1941 года стало своеобразной молитвой для тысяч женщин, ждавших своих мужей с войны: 
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
И пускай слова и образы этого произведения не вполне вяжутся с темой Лукоморья, но мы все смогли на опыте почувствовать: они как-то сразу и глубоко отзываются в русских душах. А значит – вполне созвучны со строем русской души, какой бы она ни была в разные времена. Об этом знали ещё наши очень древние предки, что искреннее и верное ожидание любимой, для воина – это сильнейший оберег, который может даже остановить жало смерти.
 
Хочу отметить, что в этот раз Хортов на рассветном берегу встречали не только участницы мастерской Падчерицы, но и вся станица. Почти никто не спал. Удивительно, что собрались даже Тёмные. Очень остро ощущалось то, что ожидание и бдительность станицы, создавали своеобразную тягу, помогающую разведчикам вернуться домой невредимыми. Хорты ещё долго не могли отогреться, невзирая на то, что плотно собрались вокруг костра и пили чашку за чашкой горячий чай. Даже и без слов было видно, что мужики в этом походе вышли за свой предел. Именно это является одной из главных задач мастерской. Не обошлось и без того, что бывает каждый год: кто-то скололся перед самой разведкой, кто-то усомнился в своих возможностях после заплыва, почувствовав, что у нас здесь не туристический слёт и не сходка любителей острых ощущений. Для тех, кто желает уйти из мастерской по ходу её работы, я всегда говорю одно и то же: такой сход с намеченного пути не будет поражением, если ты возьмёшь полноценный урок, отыщешь причины слабостей, которые тебя подвели, и объявишь им войну.
 
Но впереди ждало продолжение работы, сулящей возможности ещё и ещё шагнуть за грань тех ограничений, которые выстроены в сознании в виде мнений и знаний о себе. Хорты продолжили свою битву и во главе с Дядькой достойно дошли до её завершения. Хочу отметить, что в этом году вместе с взрослыми Хортами было и два Хортёнка, которым всего по 12 лет. Они так же достойно прошли эту мастерскую, хотя им было очень не просто. Конечно, в нагрузках им делали некоторые поблажки по возрасту, но во многом они проходили вместе с взрослыми. Думаю, для них эта битва останется очень важным и запоминающимся событием на всю оставшуюся жизнь. Событием, которое позволило им заглянуть на такую глубину себя, о которой они, возможно, иначе даже бы и не узнали.   
 
Падчерицы. После годичного перерыва, который Ягра брала для проведения мастерской Хортицы, в этом году она снова повела мастерскую Падчерицы. На Стожарах-2014 Падчериц было семь. Большая часть из них вообще впервые участвовала на этом семинаре-сборе.
Тем ценнее была победа, заключавшаяся в том, что испытания мастерской удалось пройти до конца пятерым из семи. На последнем самом сложном испытании, когда нужно было взять живой Огонь у Хортов, не смогли пройти две Падчерицы. Но тут, как и со всеми остальными мастерскими: вылет из мастерской – не является поражением, если урок будет взят и пройдет сполна. Кто не сдался – тот не проиграл.
 
Как обычно, в ночь переходов в мастерские Падчериц выгнали из станицы за лень, своенравность и козье упрямство. И тогда за них «взялась» Баба Яга, забрав на своё учебное подворье. С тех пор огонёк на этом подворье не угасал, ни днем, ни ночью. Так же, ни днем, ни ночью, не прекращались всевозможные задания Яги, которым несть числа. За каждую нерасторопность, за любою попытку скинуться в тупую, Падчерицам только прибавляется работы. Частенько над станицей был слышен возмущенный голос Бабы Яги, увещевающий и подгоняющий Падчериц. И зерно перебирали по ночам, и носили из реки вёдрами воду для полива своих маленьких учебных огородиков, и ползали в хортовской полосе Пластаний… Да чего только не делали. Даже на общих беседах теперь, по задумке Яги, сомкнуть глаз не смели, поскольку у каждой было своё вышивание. Многое возможно и совместимо при желании: уши слушают, а руки – вышивают. Нечего лентяйничать и время попусту терять!
 
Очень радует, что в этом году в мастерской Падчерицы было много работы по очищению сознания. Проходили Западки, делали Слив, разбирали Наброды ума… Такой подход нужно брать на вооружение и другим мастерским. Всё-таки, основа нашего подхода – это не проломиться силой сквозь помеху или слабость, а выйти на корневые причины и убрать их.
 
К испытанию по добыче живого Огня у Хортов, Падчерицы подошли в упругом состоянии. Но ведь и Хорты, которые добывали свой Огонь в тяжелых испытаниях, уже легко могли распознать фальшь и малейший оттенок театральности  в словах Падчериц, которые приходили к ним на «крутую гору». Поход этот, кстати, как обычно, Падчерицы делали по одной, заходя босиком в лес в самое тёмное время суток, отыскивая Хортов по их протяжному вою и проблескам света пламени среди черных стволов деревьев. У каждой есть только три попытки. Нужно просто и искренне ответить на вопрос Хортов: зачем тебе в жизни живой Огонь, что ты хочешь с ним делать? Чего ты вообще хочешь от своей жизни по большому счету?
 
Кажется, что если было время хорошенько подумать об этом заранее, то и что тут такого трудного - ответить суровым Хортам в полуночном лесу на этот простой вопрос. Но на Стожарах разворачивается особое состояние и пространство. Соврать почти невозможно, а если будешь механистичным и не искренним – это сразу будет всем видно. В том числе - и самому человеку. Вот и теряются перед Хортами Падчерицы и несут порой всякую чушь да околесицу. Сами потом удивляясь, как такое могло с ними случиться. А Хорты, как я уже писал, фальшивки не пропустят. Не для того они несколько суток вытрясали из себя всевозможными способами всякую слабость, дешевку и неискренность.
 
Кому удалось получить из костра Хортов заветные угольки, нужно ещё умудриться пронести их в полной темноте вниз по круче до становища Бабы Яги, не разроняв. И разжечь там из них свой заветный костерок, который является отражением добытого внутреннего огня. Вот этот внутренний огонёк и есть то самое важное, ради чего была вся труднейшая работа и что можно будет унести со Стожар в свою повседневную жизнь.
 
После этого испытания Падчериц ещё не заканчиваются. Их переводят в Тёмные, дают небольшой отдых, а на рассвете, вместе с участниками мастерской Тёмных, они будут выходить из своей работы через особый Лабиринт. 
 
 
Тёмные.  Уже который раз повела свою мастерскую Дорога. Только в этом году она подошла к этой работе с Озорным именем – Пудра.
 
Тёмных в этот раз, так же как и Падчериц – было семь. Писать об этой мастерской сложно, поскольку основная работа здесь внутренняя. Снаружи мы видим только человека с посохом в повязке, закрывающей глаза. Человек этот бродит по миру Стожар, лежит, сидит, слушает общие беседы или стремиться встроиться в занятия по движению. В этом году всех нас повеселил на редкость резвый Тёмный – Юра Саморез. Двигался он не по-тёмному стремительно, отчего частенько налетал лбом на шесты, поддерживающие шатёр. Или валился вниз с небольшого обрывчика на берегу реки. Благо, боец он подготовленный, ловкий, поэтому ничего себе не разбил и не вывернул. 
 
Для Тёмных продуманы определённые работы, которые с ними проводит их Водящая. Наиболее увлекательной и полезной мне видится работа – «Хождение по мирам». Это когда Водящая водит Тёмных в логово Хоротов, в становище Бабы Яги, на полянку Мавок, к ручью, к очагу в центре станицы… То есть, даёт возможность Тёмным почувствовать или «увидеть» глазами души те отличия, которые есть в разных частях мира. Отличия, которые можно ощутить, главным образом, по разнице состояний, разлитых в разных пространствах. И, через это упражнение лучше раскрыть своё Видение, которое ещё можно назвать – душевным чутьём. А кроме этого, благодаря обратной связи от Тёмных, получить больше знаний об исследовательских мастерских, о состояниях их участников.
 
Например, удивительно и показательно то, что Тёмные «видят» логово Хортов как спуск вниз. Хотя, на самом  деле, никакого спуска нет. Это только ещё раз доказывает, что знания наших предков о Нижнем мире, Серебрянном царстве или мире Силы – отражали какую-то важную часть окружающей нас действительности. Теперь эти знания большей частью потеряны и спутаны. Основное отражение они нашли в так называемой народной мифологии, то есть – в волшебных сказках, старинных песнях и былинах. Теперь же, создавая особые условия на Стожарах, мы имеем возможность касаться этих знаний через свой собственный опыт и вести исследования.
 
Я, как Водящий Стожар, порой пользуюсь состоянием и настроем Тёмных, для того, чтобы сверить свои чувства по определённым людям или происшествиям на сборе. Частенько Тёмные дают довольно тонкий и точный срез образов, касательно того или иного явления, происходящего на Стожарах.
 
Закончили свою работу Тёмные, как обычно, выходом из мастерской через Лабиринт. 
 
Мавки. Всего только один раз на Стожарах мы проводили работу этой мастерской. Было это в 2009 году под Черниговом. И вот, пришло время, когда нашелся человек, который решил заявить проведение этой мастерской снова. Водящей этого исследования вызвалась Шила.
 
Я с удовольствием включился в работу по подготовке этой мастерской, так как мне всегда хотелось, чтобы Мавки на Стожарах были. Тем более, что в этом году мы взяли за основу нашего годового сбора тему «Лукоморье». А что это за сказочная страна Руси, если в ней нет Мавок-Русалок?
 
Как написано в представлении мастерской на соответствующей страничке нашего сайта – это исследование для тех, кто ощущает какую-то непреодолимую тягу в мечты и грёзы, подальше от земных и плотных дел. Подобная тяга является сильнейшей помехой для полноценной человеческой жизни, которая по народным представлениям представляет собой воплощение в плоть, а не отлёт в бесплотное состояние.
 
Работая над собой в русле прикладной психологии самопознания, мы уже давно наталкиваемся на такое психологическое явление в женщинах и девушках, которое условно называем Русалками или Мавками. Проявляется оно во внешних, но больше всё же во внутренних сходствах женщины с этими стихийными духами.  И хотя звучит это несколько романтично, но в действительной жизни всё оборачивается бедами и страданиями. Дело в том, что облик Мавки в женщине очень сильно мешает ей воплотиться как земной женщине с естественными человеческими желаниями – создать ладную семью, стать матерью, осуществлять свои творческие задумки…
 
Вот эта мастерская и задумана для того, чтобы на полную войти в это состояние духа, но при этом продолжать наблюдение за собой, за своими чувствами и мыслями.
 
Хочу сказать, что у наших Мавок это получилось. И хотя их было не много, но они со временем настолько вошли в состояние стихийных духов, что перестали ощущаться вполне людьми. Они распелись и вовремя оказывались со своим пением там, где этого требовал ход Стожар.
Особенно впечатляющей с участием Мавок была работа по поминовению усопшей родни, которую мы решили назвать старинным русским словом Радуница. Сначала у нас была общая беседа о древнем обычае наших предков поминать в определённые дни Дедов-пращуров. Разговор вышел на большую глубину, и сама собой напросилась эта работа. В общем-то, ничего придумывать не пришлось. Мы просто сделали поминание своей усопшей родни так, как это принято у нашего народа. Каждый, кто хотел это сделать, принёс Мавкам какой-то предмет или немного еды в знак памяти о своей родне. Мавки при этом постелили на поляне плат и пели песню «На море Орёл». Пока люди подносили и складывали в плат, каждый, что 
Как обычно, в небе над Стожарами величественно парили огромные орлы.
хотел, по очереди –  Мавки то мерно плакали, то начинали рыдать. Чувствовалось, что боль подходивших к ним людей, каким-то образом проходила через них. Затем Мавки унесли подношения на гору в лес к красивому месту, где растут большие берёзы…Всё это действо оставило сильнейший след в душах участников работы. Словами трудно это описать, но все говорили примерно одно и то же: теперь стало понятно, почему чрезвычайно важно поминать умершую родню и почему наши предки уделяли этому такое большое значение. Это не просто дань обычаю или след отмирающего пережитка. Это – необходимость, исходящая из природы самой души. Не помнить свою родню, забыть свои корни – значит, перекрыть свою душу, очерствить её. О какой Любви, о какой радости и каком плодородии можно в таком случае говорить. 
Скоморох
Скоморохи. В этом году на Стожарах я заявил мастерскую Скоморохов. Тем это замечательней, что совсем недавно вышел в свет мой новый студийный альбом «Вавило и Скоморохи», записанный с отличными петербуржскими музыкантами. Пока я работал над песнями и сразу после выхода диска – конечно, я буквально «варился» в образах, так или иначе связанных с деятельностью русских скоморохов. Даже записал в Москве о них беседу в передаче Велеславы Захаровой «Древо Жизни».
 
О скоморохах, конечно, говорить можно много. Но сами скоморохи прославились своими действами. А потому, я думаю, понять их искусство можно не столько разговаривая о нём по следам скудных этнографических сведений, сколько взявшись собственноручно за скоморошье ремесло. А взявшись, не просто лепить отсебятину, а наблюдать, сопоставлять, совмещая то, что надуманно, с тем, что подсказывает живая жизнь.
Скоморохи у нас на проводили народное гуляние на Собудке. Конечно, как это бывает на Стожарах, не обошлось здесь без потешной драки. Но основная работа скоморохов – началась тогда, когда ближе к завершению Стожар стали заводить Окручивания. В этом году у нас Окручивались три пары. Всё провели, как полагается. И мальчишник был, и девичник, и испытание женихов и собственно Окручивание молодых Судьбицами.
Всё готово к Собудке.
Украшенное окручивательное деревцо.
Узнай невесту по ручке.
Разговор молодых с Судьбицами
Дружка поздравляет молодых на пиру
Народные гуляния
И здесь мы в который раз убедились, что скомороху, ведущему праздник, необходимо ясно осознавать то, что происходит под покровом обряда, в чём значение того или иного свадебного действа. Ведь ничего не выдумывалось нашими предками просто так. За каждым, даже кажущимся незначительным, действием – было глубокое понимание природы человеческой души и того, как она проявляется, воплотившись в мужчину или женщину.
 
Ну а завершилось всё народным гулянием и пиром, которые тоже велись скоморохами. 
 
И я там был, мёд пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало…
Водящий сбора Стожары-2014
Андрей Стрепет