Учебно-методический центр Русского Воинского искусства "Кречет"
Андрей Стрепет
Основания, задачи и подход
 
Основные цели семинарской работы Школы «Кречет» - это исследования в русле отечественной прикладной психологии самопознания и самосовершенствования через возрождающуюся традицию русского Воинского искусства.
 
Вся работа строится на основе живого опыта и знаний древних русских традиций тайноведения и Воинского искусства, сохранённых носителями до наших дней. В первую очередь – это знания Верхневолжских мазыков, собранные и передаваемые Александром Александровичем Шевцовым; а так же - древний опыт русского Воинского искусства, переработанный и передаваемый Алексеем Алексеевичем Кадочниковым. Подход, а так же дух этих и подобных традиций, пропущенные через собственное понимание и опыт, явились основой для зарождения и работы Школы «Кречет».
 
Наличие этих знаний в народной среде, говорит о существовании особого славянского Пути самопознания и духовного совершенствования. Просто за долгие времена всевозможной травли и преступной беспечности – Путь этот был утерян и изрядно зарос бурьяном. Легко понять, что для лучшего освоения и применения необходимо пользоваться родными образами, а не привнесёнными с чужой почвы.
 
В настоящее время, когда академическая психология явно переживает кризис, религиозные течения истощают силы в борьбе за власть, а постсоветское пространство наводняют разнообразные иноземные духовные учения – люди по-прежнему испытывают необходимость в том, чтобы разобраться в собственной природе, обрести настоящую опору хоть в ясном понимании себя и окружающего мира. Кто-то хочет избавиться от душевного гнёта и болезней; кто-то хочет просто отладить свою жизнь, научиться понимать хотя бы самых близких и любимых, а кого-то действительно влечёт именно самопознание…
 
Такую возможность дают семинары Школы «Кречет». По крайней мере, я старался выстраивать Учебный курс этой Школы, опираясь только на то, что пропущено через себя и живой опыт близких людей в совместной работе. Многое было открыто в исследованиях, и обрело определённый образ через сотворчество увлеченных искателей.
 
Меня не интересует политика. Я далёк от мысли превосходства какой-то одной нации над другой. Так же, уважительно отношусь к религиозным чувствам и поискам людей любого вероисповедания, если они искренни и не навязывают своё мировоззрение силой. Во время своего поиска я приникал к разным источникам - к чему-то уже определённо пришел, гораздо больше ещё предстоит понять и постичь. Но по ходу движения я постоянно опирался на один существенный для меня признак определения верности того или иного знания: если оно по настоящему понято и освоено, значит – должно работать в жизни. То есть, сделав знание своим, я должен уметь прийти с его помощью к задуманным плодам. Если это не получается, значит – либо я ещё не освоил, не осознал данное явление, либо – эти знания не верны. Я не хочу обманывать и усыплять себя мыслями и предположениями о том, что я что-то знаю, если я этого не понимаю и не освоил как способность. Такой подход я положил в основу всей работы Школы русского Воинского искусства «Кречет». Поэтому на наших семинарах так много работы с движением тела. Именно движение даёт действенную проверку – освоены определённые знания и некое понимание или это просто пока лишь умозрительные «концепции», засоряющие сознание человека.
 
Работу Школы «Кречет» я вижу вкладом в работу по возрождению отечественной науки Психологии. Только той, которая действительно является наукой о человеческой Душе, а не подсовывает подменыша в виде непонятной и туманной «психики». А так же, эта работа - есть посильная лепта в дело возрождения народной славянской культуры. Именно той её части, которую можно назвать Воинским искусством. Полагаю, что традиционная народная культура содержит немало знаний и образов, которые могут помочь современному обществу выйти из духовного и экологического тупика. Так же, не думаю, что действительное самопознание возможно без обращения к собственной Душе, которая является частичкой большой Души Народа. Тропинку к знаниям о Душе народ сам выложил в знаках своей самобытной культуры. В её песнях, сказках, былинах и всевозможных искусствах.
 
Семинарские обычаи
 
За годы проведения семинаров на тему самопознания и совершенствования, я пришел к определённым правилам и обычаям, позволяющим использовать время семинара с наибольшим качеством и защищённостью для участников.
 
Позволение
 
Эти семинары по духу сильно отличаются от тех мероприятий, что называются тем же иностранным словом в академической науке и образовании. Поэтому само слово «семинар» используется мной с неохотой, оно не отражает особенностей тех сборов, которые мы устраиваем для совместного исследования и обучения. И самое важное отличие – это состояние Позволения. Его сейчас современному человеку лучше всего показывать на движении. Хотя, само звучание слова из родного языка – многое объясняет. На движении станет видно, что Позволение – это не рыхлая безответственность и всеядность, а упругое состояние приятия к рассмотрению всего, что тебе показывают и предлагают. Принять к рассмотрению, это не значит – безоглядно слопать. Но это и не значит – прийти и оставаться закрытыми, со спрятанными в карманах фигами: а вот не убедите, а вот и не докажете, я никому и ничему уже не верю…
 
Некоторые ведь ещё и побеждать приходят. У тех уже не фиги, а самые настоящие кулаки в карманах бывают. Какие уж тут исследования или утонченная работа?! Позволение – это когда ты не убиваешь движение, а пропускаешь его. Не боишься взаимодействия, а входишь в него без прогибания и хамства, остаёшься себе Хозяином или Хозяйкой. Такое состояние естественно возникает тогда, когда человек искренне приходит с теми целями, которые открыто заявлены как основные задачи семинарской работы: самопознание, совершенствование и обретение цельности. Наличие сильных посторонних целей мешает работе не только данного человека, но и всего семинара.
 
Вопрошание и удивление
 
Кроме Позволения, для плодотворной работы на семинаре необходимо состояние вопрошания. Лучше всего, даже, когда оно очень близко к отчаянью. Не в значении сломленного безнадёгой человека, а в понимании человека, яростно устремлённого в поиск ответов на свои острейшие вопросы. Такого, который если уж сам увидит важность этих знаний для себя, то уже не будет торговаться как бабка на базаре: ждать, когда его заинтересуют бонусами и конфетками; ждать особого к себе отношения; искать мгновенных и великих плодов от каждого своего мизерного усилия…
 
Вопрошание, удивление, отчаянье – эти чувства делают человека живым, поэтому глаза и уши его открываются. А Душа сбрасывает свои защитные личины, обнажая уязвимые места. В таком состоянии уже нет ни сил, ни желания корчить из себя начитанного умника, считающего себя знатоком посреди неведомого мира. Вот тогда возникают условия для настоящей учебы и подлинного целительства. Или, по крайней мере, начинают звучать живые и нужные вопросы, делающие семинарскую работу горячей и плодотворной.
 
Для меня даже приемлема жажда получения ответов на свои вопросы, если она питается от естественного чувства выгоды. Истинно зрелый человек скажет: я заплатил за участие в семинаре свои кровные деньги и поэтому хочу взять настолько много, насколько сейчас способен!
 
Кстати, в народной традиции всегда существовало правило: если ты хочешь нечто получить, необходимо отдать что-то взамен. И оно должно быть равное по ценности. Современная культура, дающая искаженное понимание духовности или вообще отрицающая её существование, отучила людей ценить духовные знания. И поэтому современный человек очень хорошо понимает, что за приход мастера по ремонту стиральной машинки или за визит к зубному врачу нужно выложить определённую сумму. А вот брать деньги за духовные знания – это кощунство. И поэтому работа психолога или душеведа, в понимании современного человека, в лучшем случае заслуживает слова «спасибо». Благо, времена постепенно меняются. И всё больше людей начинает осознавать, что точно так же как вы не отдадите своего ребёнка для операции на аппендиксе в руки любого проходимца, точно так же нельзя доверять любому встречному ещё более тонкую и малоизведанную часть своего существа – душу. Хочу только подчеркнуть: здесь я говорю о действительных Знаниях, а не о свалке той «информации», которой завален нынче Интернет и полки книжных магазинов.
 
А если продолжить тему о деньгах, то, в конце концов, те знания и способности, которые мы даём на семинарах Школы «Кречет» должны помочь человеку, если не стать богачом, то, по крайней мере – уметь обеспечить себе и своей семье устойчивый достаток. Это проверено жизнью. Таковы основы Школы: для того, чтобы двигаться глубоко в самопознание, необходимо создать для себя подходящие условия. Если же ты занимаешься Кречетом не первый год, а этого всё не происходит, то крепко задумайся: либо ты делаешь что-то не так, либо - ты скрываешь от себя свои настоящие цели.
 
Виды работ
 
Важной особенностью и правилом семинаров Школы «Кречет» стало то, что работы плавно перетекают из одной в другую, не в зависимости от некого жесткого плана, а в соответствии с естественным ходом данного семинара. Основные виды работ – это беседы, занятия по движению и практические работы.
 
На беседах Водящий, как правило, раскрывает ту или иную тему заявленного семинара. По ходу разговора принимая вопросы и отвечая на те из них, которые не уводят в сторону и не ломают движение семинара. Для ответов на подобные вопросы - в конце каждого семинара отводится особое время. Сначала мы его называли «Час вопросов и ответов», а теперь по понятной причине переименовали в «Чай вопросов и ответов».
 
Беседы могут возникать и незапланированные, как обсуждение того или иного случая, произошедшего прямо на семинаре. В работу над собой берётся всё, что может придать качества учебе и углубить осознанность. Самые острые примеры и учебные случаи - это те, из которых состоит наш повседневный быт, а потому - уже привычные и не заметные.
 
Занятия по движению занимают важное место на семинарах Школы «Кречет». Для участия в этой работе не нужно какой-то особой физической подготовки или, как сейчас говорят, тренированности. Самое важное – искреннее желание узнать о себе чуть больше, а так же - осознанность и живость. Поэтому в занятиях по движению с успехом принимают участие, как бывалые спортсмены, так и закоренелые кабинетные сидельцы; как женщины, так и мужчины разных возрастов. Пользу, при желании и понимании работы, могут извлечь и те и другие. Порой Водящий занятия по движению может задавать определённую скорость и настрой работы, это необходимо для пробуждения осознанности, для возжигания огня жизненной охоты. Или, предложит делать какие-нибудь упражнения, наподобие падений и перекатов на твёрдом полу. Это тоже часть продуманного Учебного курса, направленного на пошаговое возвращение естественности и цельности работы тела и сознания. Здесь участнику семинара лучше проявить разумность и не пытаться любой ценой сделать упражнение ради произведения впечатления о себе. Никто не неволит. Но работа часто даётся с некоторым опережением уже имеющихся способностей. Это необходимо, чтобы происходило движение вперёд, за предел. Но каждый сам определяет то, насколько быстро он желает и способен двигаться. Поэтому, иногда бывает целесообразно просто посмотреть на то, как выполняют упражнения те, кто их уже освоил. Даже просто живое присутствие и пристальное наблюдение – дадут свои плоды. Скажу по своему опыту: самые большие прозрения и открытия здесь случаются из состояний вопрошания и удивления. И озарения на движении бывают очень глубокими! Порой ещё очень долго бывает трудно обратить значение подобных вспышек в слова, но сознание и тело освоили, значит – это стало твоим настоящим Знанием.
 
Практическими работами мы называем различные прикладные работы по самопознанию, которые проводим тут же, на семинаре. Важно, что в таком случае можно сразу получить обратную связь от Водящего, либо от других участников семинара. Есть возможность свериться и задать вопросы по ходу либо сразу после выполнения практической работы.
 
Например, это может быть задание искренне и письменно ответить на тот или иной вопрос по теме семинара. А затем, совместно обсудить то, что получилось. Или провести Душевную беседу один на один с человеком, которого вы выбрали в Тёмную, то есть с завязанными глазами… Или - поговорить с рекой…
 
Бережность
 
Работа с сознанием имеет свои особенности. В ней очень много всего такого, что современная академическая психология называет субъективными проявлениями. И поэтому – отбрасывает из научного рассмотрения. В Школе «Кречет» мы исходим из другого видения: в исследованиях Души собственные чувства, ощущения и переживания человека имеют решающее значение. Дабы в них разобраться и понять, что с ними делать, для начала - их надо бы принять и рассмотреть. В свою очередь, для этого необходимо создать подходящие условия. Основная особенность этих условий – защищённость участников исследований. Это объясняется тем, что Душа человека очень чутка и ранима. Она мне напоминает трепетную серну или лань, навострившую среди дикого леса все свои чувства, словно натянутые струнки.
 
Она отзывается на малейший шорох или хруст ветки. Что уж говорить про грубые движения или хамское обращение. От такого она прячется на глубину человеческого существа. Или, как говорили в народе – бежит в пятки. Именно этим объясняется толстокожая грубость и большая сдержанность людей, воспитанных в современной бездушной культуре. Многие воспитали в себе сильные сдержанные Личности и живут в них, словно в железных танках или скафандрах, часто уже не отличая себя от них. Чтобы хоть немного ослабить тиски этой сдержанности и хоть немного сбросить панцирь защитной бесчувственности – на семинаре нужна определённая бережность. Нужна защищённость от неожиданного прихода людей, не имеющих отношения к семинару и не понимающих, что тут происходит. Даже неосознанно они могут нанести рану человеку, который открылся душой. Этим объясняются особые требования к устроению семинаров. Если они проходят в помещении, то в это время там не должно быть никого постороннего. А если на природе, то всегда действует правило: мы устраиваем круглосуточную охрану пространства для работы силами мужчин-участников семинара. И превращаем это дело в особую работу над собой и испытание по проверке себя на чувство защитника своего мира.
 
 
Хотя семинары и проводятся согласно разработанному Учебному курсу, но в зависимости от запроса участников и живой необходимости – последовательность тем может быть изменена. Либо, на семинаре по определённой заявленной теме, возможно осознанное отклонение в сторону другой темы, необходимость в которой оказалась более остра. Конечно, это не значит, что не имеет значения в какой последовательности осваивать знания и способности, передаваемые в Школе «Кречет». Всё-таки Учебный курс, такой, какой он есть на сегодня, мной пропущен через себя, неоднократно проверен жизнью. Он составлен с опорой на многолетний опыт работы с разными людьми и большую практику семинарской работы. К примеру, очень важно сразу после знакомства с общими основами «Кречета» на Вводном семинаре – освоить прикладную работу по Очищению сознания. Можно это сравнить с тем, что отправляясь в битву, ты выбираешь себе оружие и обучаешься в совершенстве пользоваться им. И от того, насколько добротно освоено оружие, во многом зависит исход битвы. Так же очень важно сразу после знакомства с теорией и практикой Очищения проделать работу по созданию своего Целеустроения. Это равносильно тому, что полководец, выводя свои полки на битву, должен хорошо осознавать поставленную перед собой задачу, учитывать расположение и численность своих войск, а так же – иметь верную карту местности или знать её наизусть, как свои пять пальцев. В противном случае – от неминуемого поражения не спасёт ни совершенное вооружение, ни выучка.
 
В помощь тем, кто осваивает Учебный курс Школы, мы начали издавать серию книг «Библиотека русского Воинского искусства «Кречет». На сегодня написаны и изданы три книги этой серии. Любую из них можно приобрести на живых семинарах, когда разворачивается Лавка. Либо через Лавку на сайте, сделав заказ по почте. Книги, конечно, существенно облегчают знакомство с некоторыми основными понятиями. Они позволяют дома, в самостоятельной работе, повторить или даже прояснить некоторые вещи, показанные на семинаре. В конце концов, в книгах я постарался ясно описать испытанную временем последовательность или, как сейчас говорят - «технику», некоторых практических работ. Но живой дух прикладной работы по книге не передать. Его надо брать по прямой передаче, вживую. Как это и было всегда в народной традиции, если дело касалось определённого вида искусства.