Учебно-методический центр Русского Воинского искусства "Кречет"
Борьба, как очень плотное и яркое взаимодействие людей, как проявление яростной природы Души – является очень хорошим средством работы над собой на пути прикладной психологии самопознания и совершенствования.
 
Так же, разбор и освоение основополагающих образов или Истот борьбы – это незаменимый способ для обучения и совершенствования Разума. Здесь всё довольно просто, и в то же время может быть предельно утонченно. Простота борьбы исходит из того, что противоестественное действие, которое противоречит законам этого мира – ты в настоящей схватке не сделаешь. Если, конечно, противник или напарник тебе осознанно не поддастся. Утонченность борьбы появляется там, где в схватке встречаются равные по силе люди. Грубое силовое воздействие уже не проходит. Чем больше в таком положении будешь настаивать на силовом решении, тем быстрее выбьешься из сил и не сможешь больше продолжать схватку. А то ещё и повредишь себе что-то, пытаясь насиловать естественные законы природы.
 
В своё время я посвятил изучению борьбы много лет. В основном занимался греко-римской борьбой, выступал в советское время на различных всесоюзных турнирах. Боролся в рядах юношеской сборной Молдавской ССР, в 1984 году получил звание Мастера спорта СССР. Доводилось мне принимать участие на праздниках в состязаниях по народной молдавской борьбе трынтэ. Это был особый опыт, так как в трынтэ нет весовых категорий, а в финальной схватке борцы борются до чистой победы, и никто им никакие очки не считает.
 
Уже гораздо позже познакомился с русской борьбой на поясках и владимирской борьбой на Любки.
 
Сейчас с большим удовольствием пересматриваю тот опыт, который когда-то получил в борьбе, уже с точки зрения самопознания и совершенствования. Радуюсь, когда получается разобрать и осознать те действия и приёмы, что в былые времена мне приносили победы. С удовольствием делюсь этим опытом с теми, для кого это важно. По сути, там ведь тончайшая прикладная философия, выраженная в движениях. Например, взять вот такую Истоту борьбы - не делай действие, не подготовив для него условия. Подготовка условий часто заключается в подведении основания под действие, а так же в создании такого движения, которое будет только помогать твоей задумке, а не мешать ей. Очень важно, особенно в условиях усталости или силового превосходства противника – использовать для своего действия не усилия, а расслабление; обернуть себе на пользу земное притяжение – Тягу земную, а не бороться ещё и против неё…
 
Но ведь если приглядеться, все эти законы подходят для успешного выполнения любого дела, в разных направлениях жизни! Вот только, когда ты знаешь об этих законах на словах, и когда ты можешь их учесть в движениях тела – это разные знания. Я бы даже сказал: в случае с умозрительным пониманием – это мнение, а вот когда речь идёт о «понимании» самим телом – это уже живой опыт.
 
Вот борьба и даёт такой живой опыт! Не зря в Древней Греции, где ценили человеческое совершенство, выраженное в душевных дарах, в совершенстве разума и тела – многие истинные аристократы занимались борьбой с детства. К примеру, очень хорошим борцом был великий философ Платон. Он участвовал в состязаниях борцов на Истмийских общегреческих играх и даже получил там награду.
 
И мне сейчас вполне понятно, для чего настоящему философу нужна борьба. Чтобы не отлетать слишком далеко от земли! Чтобы твои знания и предположения не стали чересчур умозрительны и оторваны от действительности. Иначе говоря, для того, чтобы не тратить время жизни напрасно, занимаясь бесплодным пустословием.
 
В наше время, когда большинство людей сидят по многу часов за компьютерами и уже начинают путать действительность и изображение на мониторе – борьба приобретает спасительное значение. Она очень просто и действенно помогает вернуться в тело, ощутить его приятную упругость и силу. Для парней и мужиков – это отличная возможность раскрывать в себе яростный бойцовский дух и до самой старости сохранять здоровье.
 
 
Сейчас в работе Школы «Кречет» я решил ввести борьбу в курс по движению. Мы и раньше частенько рассматривали некоторые борцовские действия. Но сейчас охота заниматься борьбой больше. И здесь я вижу два основных направления работы:
 
 
1. Рассматривать некоторые борцовские действия и приёмы в состоянии Позволения. Или, как ещё говорили в народе – в борьбе на любки, то есть, любуясь игрой движения. Буквально разбирать действия «по косточкам». Чтобы увидеть и почувствовать – почему тот или иной приём может получаться, когда его проводят даже отчаянно сопротивляющемуся сопернику? Какие для этого необходимо подготовить условия? Какие Истоты движения обязательно учесть? В такой работе возможно утонченное самопознание за счет углубления осознанности намерений и движений. Сочетая занятия борьбой с очищением Сознания, можно прийти к большой согласованности чувств и движений, к цельности Души и Разума.
 
2. Для всех желающих опробовать освоенные борцовские действия в состязательном состоянии бойцовского поединка и борцовской схватки. Получится ли у тебя не ломить? Сможешь ли ты применить освоенный приём в живой схватке? Хватит ли умения и сообразительности работать борьбой против хорошего бойца? И здесь, я вижу, необходимо стремиться не к проведению действия любой ценой, а к лёгкости и красоте движения. Эта работа будет приносить уверенность в себе, умение противостоять насилию, раскрывать способность защитить себя и близких в различных условиях.   
Андрей Стрепет
январь, 2014