Учебно-методический центр Русского Воинского искусства "Кречет"
Обычно для Стожар мы выбираем какую-то основную тему исследования, которая рассматривается с разных сторон в течение всего семинара-сбора. В 2012 году - тема Стожар «Жизненная охота». Избрать такую тему нас подтолкнули отнюдь не истеричные вопли кликуш о конце света в этом году.
 
Просто в ходе прошедшего учебно-исследовательского года очень часто приходилось наталкиваться на всевозможные помехи самопознанию и совершенствованию, исходящие из одного корня - приглушенной Жизненной охоты наших людей. О каком самопознании или совершенствовании может идти речь, если у тебя нет Жизненной охоты или она слаба?
 
Для того, чтобы обрести равновесие и получить через жизненную охоту ровное и управляемое горение, необходимо разобраться с тем, что же это такое - охота жить. Что понимали наши предки под тем явлением, которому дали имя Жизненной охоты?
Я не случайно оговорился о народном мировоззрении, ведь именно оно положено в основу тех способов исследования и работы над собой, которые используются в Кречете. А это значит, что ответы на свои вопросы мы искали, исходя из предположения: Жизненную охоту каким-то образом обретает Душа и именно поэтому она охотно воплощается в плотном теле.
         Однако, глядя на некоторых людей, можно подумать, что кто-то или что-то вытолкнуло их Душу на воплощение насильственным пинком. Настолько они унылы, безрадостны и  медлительны...   
        Если подводить итоги проведения Стожар-2012 в общем, то можно явно говорить: семинар удался. Задачи исследования и обучения, которые были поставлены перед этим ежегодным сбором, в целом были решены. Но как всегда: никакой сухой язык отчета не передаст тех красок и чувств, той глубины, которые раскрылись участникам Стожар-2012. Ведь для дружины преподавателей и устроителей Центра «Кречет», Стожары -  это не просто 
Перед Собудкой
большое учебное подворье и подведение итогов очередного года исследований.
         Стожары - это возможность увидеть мир и себя в этом мире по-новому; почувствовать свою действительную причастность к природе, которая нас окружает; ощутить тайну, хранящуюся за привычным и обыденным; заглянуть в тёмные закоулки своего сознания и осветить их светом осознанности…
Устроение станицы

           В этом году Стожары снова проходили в России на берегу Камского водохранилища, вблизи города Набережные Челны. Думаю, в ближайшие годы Стожары будут располагаться именно здесь, поскольку в Челнах сейчас сотрудники Школы «Кречет» устраивают оздоровительный Центр, где будут проходить семинары по самопознанию, постоянные занятия движением и русским рукопашным боем.
           По договорённости, на день раньше в Челны приехала черниговская дружина. Мужики из Чернигова составили основу отряда, который первый выехал на место для устроения станицы Стожаровки. Они ставили палатки, благоустраивали родник, разбивали шатёр для бесед…  
 
Начало      
На Собудке
Вечером следующего дня на место приехал остальной народ, собравшийся пройти этот семинар. Главными устроителями были Лукич и Ягра, вот они и начали Стожары со сбора Устроения. После этого была Вводная беседа, и с наступлением ночи началась Собудка - праздничный костёр, открывающий Стожары.
  На Собудке, как обычно пели песни, прыгали через огонь, нашлись и любители погулять босиком по углям. 
Босиком по углям
           Хождение по раскалённым углям в Кречете - это никакая ни особая практика, а так - просто народная забава. Однако, она требует доверия к себе и к огненной стихии. Если будешь сомневаться или бояться, то можно и стопы себе подшмалить.
           На этих Стожарах по углям просто разгулялись: по самой огнедышащей гуще  ходили почти все: мужики и бабы, и даже молоденькие девчонки-новички проходили сходу и без последствий для своих стоп.
И девки пошли...
Пока бабы и девки тешились прогулками по жару угольев, мужики немного заскучали. Однако, скука надолго не затянулась. Ведь редкий праздник на семинарах Кречета обходится без потешной драки мужиков.
А вот это уже довольно тонкая игра, требующая от участников осознанности, упругости и текучести. Уже не раз подмечали, что из такой драки «выносит» тех, кто не способен остаться в игровом состоянии, когда, к примеру, тебе откуда-то сбоку прилетела смачная оплеуха.  И почти всегда те, кто самые жесткие, на утро обнаруживают у себя синяки и ссадины. В общем, неожиданно выяснилось, что на Собудку пришли хлопцы из чужой деревни, вот тут-то и началось…   
«Восемь месяцев не дрался...»
Потом, как всегда, оказалось, что парни то были свои, просто в темноте обознались, да и «кулаки заржавели»…
Такая потешная сцеплялка-свалка позволяет легче перейти с состояние Позволения и Упругости. И, конечно, проверить каждого: насколько ты владеешь собой; не озвереешь ли во время плотного столкновения; насколько можно тебе доверять...
День очищения и сброса «дури»
 
           Следующий день Стожар был посвящен теории и практике очищения Сознания.  Перед тем, как идти в работу по исследовательским мастерским, необходимо владеть основами очищения, как его применяют в Школе Кречет.
За основу этой работы взят народный подход к очищению Души и Сознания от разрушительных и чужеродных содержаний. Как раз, именно к Стожарам-2012 Центр «Кречет» успел издать мою новую книгу «Очищение сознания». Это очередная книга в серии «Библиотека русского Воинского искусства «Кречет». В ней подробно расписаны основы прикладной работы по очищению,  а так же сделан краткий очерк по истокам практического очищения в русской народной культуре и традиции целительства.
День 12 июля начался с бесед по теории очищения, и очень скоро мы перешли к практике. Одной из прикладных работ по освобождению от излишних, накопившихся чувств, и застоявшейся силушки, которую на Руси называли дурью, была мужская игра в мяч.
    За основу этой работы мы взяли образ старинной народной игры, описанной русским писателем и этнографом конца XIX века,
Андрей Стрепет: Очищение это...
почетным академиком Петербургской АН - Сергеем Васильевичем Максимовым. Это описание он сделал в своём известном труде «Нечистая, неведомая и крестная сила», опубликованным сразу после его смерти в 1903 году.
           Вот отрывки этого описания в сопровождении фотографий со Стожар-2012:
          «В последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень
Мужская игра
сходятся куда-нибудь на ровное место (чаще всего на реку), разделяются на две толпы, человек по тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч.  Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идёт довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч величиною с добрый арбуз летает взад-вперёд по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков...»
Куча-мала
«Случается, однако,  и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная сторона делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч, и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик…».
Конечно, эта игра у нас получилась очень далёкой от утонченного движения, как в общем-то она и бытовала в народе. Однако, все остались целы, хотя и помяли хорошенько друг другу бока. Но такова была задача этой игры на Стожарах: как можно больше сбросить дури, чтобы можно было перейти к более тонким вещам.
Пляс-кобение и пляс-ухаживание
 
Одна из таких тонких вещей, которые мы изучали на движении - были плясы. Если сказать точнее, то через народный пляс можно исследовать и осваивать для себя некоторые состояния, в которых легко решать те или иные жизненные задачи.
К примеру, будет сильно отличаться по состоянию и по движениям пляс, в котором два мужика или парня кобенятся друг перед другом, как бы подзадоривая показать удаль, но заодно и выискивая слабину в супротивнике. И пляс-ухаживание, когда появляется девка или женщина, которую мужики начинают обхаживать, упруго, но не грубо выжимая друг друга из пространства вблизи избранницы.
Кобением называли действие ничего общего не имеющее с тем, что сегодня называют словом «выпендрёж». Не было задачей кобения и унизить, «опустить» противника. Основная цель этого действа, как говорили  в старину - «дмить ток». То есть - ярением очистить от зловредных
Пляс - кобение
духовных сущностей то пространство, где будут проходить обрядовые бои или какое-либо другое важное событие.
Можно сделать вывод, что в древних кобениях обучали состояниям, необходимым для очищения, для работы с чужеродными  духами. Бойцовская кобь - это довольно яростное и очень упругое состояние, но одновременно и утонченное. А вот во время оттеснения соперника от понравившейся
женщины, настрой и движения должны быть ещё тоньше. Ведь задача там усложняется: необходимо избавиться от чужака-воздыхателя и одновременно - не терять вниманием барышню, продолжать ухаживание. Было полезно попробовать себя во всех этих условиях и почувствовать: где ты слишком груб; где чрезмерно увлекаешься противником и теряешь избранницу; где излишне погружен вниманием в себя, а где - небольшой успех усыпил твою бдительность…
Пляс - ухаживание
Ночь переходов

Довольно скоро минул день, почти целиком отведённый для теории и практики очищения, и семинар подошел к ночи переходов в исследовательские мастерские. На этих Стожарах у нас работали следующие учебные подворья и классы: 
Вечер перед уходом в мастерские
           Хорты
           Тёмные
           Падчерицы
           Прокаженные
В общем-то, первые три мастерские мы уже проводим на Стожарах не первый год, работа в них начинает постепенно обрастать своими легендами и обычаями. Обретённый опыт исследуется, и Водящие из года
Дорога в неведомое
в год добавляют качества в ход работы этих учебных подворий. А вот мастерская Прокаженных возникла неожиданно. Сама жизнь подсказала наиболее подходящий образ для тех, кто пожелал освобождаться от ощущений изгойства, отчуждённости и какой-то внутренней неизбывной нечистоты. Возможно, эта мастерская будет продолжать работать и в следующие годы.  Изгойство, чувство отверженности, одиночества и обиды на всех - заполняют тёмное дно Души очень многих людей...

           Июльские ночи в Поволжье коротки, вся станица не спала, постепенно провожая своих людей в суровую работу на поиски себя. И пока не ушла на свою битву последняя мастерская, в пространстве ощущалась всеобщая тревога, словно упругая  натяжка тонкой струны в ожидании скорого шага в неведомое.
   

                       Общие работы
           После переходов, в мастерских началась своя особая жизнь и учеба. О впечатлениях и открытиях, которые были получены участниками в этой работе - лучше спрашивать у них самих. Частично, я думаю, они отразят это в своих откликах, которые мы разместим на нашем сайте.  Сходились же все участники Стожар вместе только на общих работах, предназначенных для всех без исключения  - участников мастерских и станичников. Во время некоторых бесед даже Прокаженным
Пластания
разрешалось разместиться под присмотром часового, где-то поодаль, чтобы они могли слышать, о чем идёт речь,  и брать свои уроки.

Как обычно, проводились общие занятия по движению, где проходила большая и кропотливая работа над собой через тело. К примеру, много внимания уделяли пластаниям.
            Так мы называем всевозможные падения и кувырки на твёрдом полу или на земле, которые позволяют «раскатать» тело, сделать его текучим и цельным инструментом Души. Конечно, сами по себе Пластания не дадут глубокого очищения от чужеродного и разрушительного содержания Сознания, но как подготовительная работа, возвращающая телу и Сознанию естественность - они очень полезны.  Пластания позволяют постепенно «растворить» жесткий образ себя, выраженный в определённых телесных закрепощениях и устойчивых напряжениях. 
Работа на бородатых болванах
Впервые в исследовательскую программу семинара мы ввели приспособления для отработки ударов ножом. С этой целью применили старинный способ изготовления болванов для подобных упражнений: нарезанные и связанные в охапку древесные прутья, закрепили на вкопанных в землю брёвнах.        
Главная цель этой работы - почувствовать, что такое наполненное
движение и как верно выстраиваются у человека опоры во время настоящего удара ножом. Такая работа оказалась полезной даже более, чем мы предполагали. Она явно добавила качества тонким 
движениям, исследуемым во время защиты от нападения с холодным оружием.
         Удивительно, что работа с ножом на «бородатых болванах», как мы назвали наши приспособления, по-настоящему  увлекала не только мужиков, но и женщин. Ещё раз подтвердилось наблюдение, что нож сразу заставляет человека быть более собранным и осознанным. Именно за эту особенность мы применяем упражнения с ножом в работе по самопознанию.
Работа на бородатых болванах 2
Снова, как и на прошлых Стожарах, проводили занятие по движению в воде. И потому, что стояла сильная жара, но главным образом потому, что упражнения в воде позволяют нащупать то состояние, которое необходимо для Видения сознания.
Движение в сознании человека, как я его ощущаю, ведёт себя так же, как и в воде. Очень похоже. И если не торопиться запоминать какие-то приёмы, а просто оставаться чутким и созерцательным, то вода может дать необходимые подсказки для понимания природы сознания. Она так же текуча; так же долго сохраняет в себе движение; так же создаёт в пространстве волны, буруны и завихрения, обусловленные перераспределением   плотностей…  В общем, словами можно только всё запутать, надо пробовать.
Занятия по движению в воде
Пример наполненного "вязкого" удара
            Например, почувствовать то, что такое удар наполненный силой, нанося не «сухие» удары руками или ногами, а выполняя влажный и вязкий хлёст мокрой футболкой. Конечно, дело здесь не столько в том, что это происходит в воде, сколько в осознанности, в Видении сознания и движения.  При верном подходе, вода просто позволяет раскрыть Видение. Потому и возможны вот такие отклики, какой, к примеру, дала Задя после занятия в Каме: «После воды образ движения сохраняется в памяти и уже в
движениях на суше. Чувствуется, что 
это очень близко, только быстрее. Но ощущения тягучести и следа от движения - остаются».
Лабиринт

     Начиная со Стожар-2008, мы устраиваем упражнение с Лабиринтом. Ещё с древних времён в духовной работе над собой, Лабиринт служил одновременно и самим испытанием, и знаком нового
Хорты роют лабиринт
рождения для тех, кто благополучно прошел через испытание. Вот и мы, уже несколько лет заканчиваем работу в мастерских Тёмные и Падчерицы, проведением участников через Лабиринт. Вернее, они сами, в Тёмную, должны пройти по его переходам, держась рукой за путеводную нить. Кроме этого, само копание Лабиринта было всегда очень важным упражнением в однообразной и тяжелой работе для участников мастеркой Хорты. 
А с 2011 года в нашем стожаровском Лабиринте мы стали устраивать Росстань и «слепую» ветку. Проще говоря, у идущего по Лабиринту в Тёмную, появилась возможность ошибки: пойти в тупиковую ветку, в случае неверного выбора
Росстань в лабиринте
на Росстани. Это ещё одна проверка на чутьё. И уже были удивительные примеры того, как человек сначала начинал заходить в тупиковую ветку, потом прислушивался к своим чувствам и поворачивал назад, в сторону Росстани, искать верную дорогу. После таких случаев люди рассказывали, что ветка ведущая в тупик явно ощущается по другому: кто-то говорил об ощущении холода и усиливающегося мрака; кто-то рассказывал про неясные, но явно неприятные чувства…
В этом году, некоторые на Росстани ушли в тупиковую ветку. Для них это была возможность разобраться с тем, как подобная нечувствительность проявляется в их жизни, что им мешает больше доверять себе, своим чувствам.  А так же появилась возможность взять хороший урок того, что для исправления ошибки мало её признать, но необходимо ещё и вернуться к месту ошибки - на Росстань. А там уже выбрать верное направление. Это основное правило очищения Сознания и возвращения лада в свою жизнь.
 
Стожаровские Ристания
 
Любимой всеми частью Стожар являются наши Ристания. Так мы называем поединки, в которых обязательно участие всех мужчин, проходящих мастерскую Хорты. Так же в стожаровских Ристаниях могут участвовать все заявившиеся мужчины из других мастерских, и получившие разрешение от Водящего семинара. Наши Ристания – это не соревнования. Нет цели определить лучшего бойца, поэтому в поединке не выявляется победитель. Основные задачи Ристаний –
Постановка задачи Ристаний
самопознание, совершенствование и верность себе. Поединок проводится без какого-либо защитного снаряжения, разрешена капа и обязательны – на руках лёгкие перчатки-шингарты, «варежки». Достаточность времени поединка определяет Водящий Ристаний. Оно зависит от того, насколько каждый боец смог раскрыть себя в бою, показать красивое и осознанное движение, шагнуть за предел своих возможностей.

На Ристаниях запрещены любые удары ниже пояса, удары локтями, коленями и головой. Но 
Уклонился от удара
самый важный запрет – потеря себя в озверении, ослепление ненавистью или болью. Таким образом, человек может быть не очень хорошим бойцом, но выявить на Ристании свои Воинские качества. Например, продолжать бой после пропущенного болезненного удара или когда совсем покидают силы.  Надо заметить, что ко времени проведения Ристаний, основные участники, Хорты, были уже довольно сильно измотаны предыдущими днями и ночами работы. Работа выстраивается так для того, чтобы в поединке как можно меньше ставка делалась на грубую силу, а человек раскрывал в себе именно внутренние, духовные источники для продолжения боя.  
Пропустил
Если боец теряет себя в озверении, он снимается с Ристаний.  А после работы над ошибками и очищения, такому бойцу даётся какая-нибудь тяжелая работа, в которой он мог бы выплеснуть остатки ненависти и накопившейся дури.
 
В этом году Ристания прошли довольно жестко. Отчасти я это объясняю тем, что в Хортах собрались молодые  и довольно сильные физически мужики – предыдущая работа не достаточно их уморила. Другая, более важная причина - это ещё слабая осознанность в поединке и плохое владение прикладным очищением сознания.  Вот над этими ошибками мы все вместе и поработали, когда Ристания закончились.  
Испытания и Выход

Важным событием Стожар, конечно, всегда являются выходы мастерских из работы и предшествующие им испытания. Удивительно, что погода начала резко меняться к ночи выходов. Природа словно начала повторять то, что было во время испытаний в прошлом году на этом же месте. Так же небо покрылось тяжелыми тучами, так же откуда-то сорвался, всё усиливающийся ветер. Шатёр, под которым проводились беседы, порывами ветра разорвало надвое. А потемневшая вода Камского водохранилища взволновалась шумным прибоем, напоминающим подход самого настоящего морского шторма. На Стожарах всегда поражает то, насколько явной становится связь душевного состояния участников работ и природы. И уже перестаёшь понимать - то ли наше волнение и тревога передались природе, то ли окружающая стихия что-то желает поведать нам своим настроением. 
Испытания и Выход  прошли благополучно. Ближе к середине ночи, природа успокоилась и над Стожарами разлилась тишина.
Окручивание
 
Утро последнего дня выдалось ясным и приветливым. Такое настроение природы ладно подходило для свадебного обряда Окручивания, который по обычаю мы проводим каждый год с 
Дружина жениха перед Окручиванием
самых первых Стожар. На этих Стожарах окручивалась у нас всего одна пара из Сургута. Тем радостней молодым, так как всё внимание было направлено только на них. Вначале по обычаю жених собирает свою дружину молодцов и готовится к походу за невестой. Конечно, в это время происходит обрядовое отговаривание жениха от затеи. Тут его начинают всячески увещевать, пытаясь испытать на крепость выбор: «А может, ещё подумаешь? Ну, куда ты спешишь? Теперь, небось, с нами-то не сильно погуляешь! Да
ты погляди, сколько красивых девок вокруг! Ну, что у тебя на одной свет клином сошелся, что ли?»

           Получив от жениха твёрдый ответ, что решение его от сердца и менять он, поэтому, его не собирается, мужики начитают деловито собираться в поход за невестой и поют казачьи песни. 
            Конечно же, подружки невесты устраивают жениху всякие мудрёные испытания, которые тот обязательно должен пройти, если желает поскорее забрать свою суженную на Окручивание. Чего только они не выдумают! 
Выбрал свою
Ну и братец!
Разговор с Судьбицей перед Окручиванием
Одна вот, позвала даже своего приблатнённого братишку. Попробуй с ним договориться, чтобы и своё достоинство не уронить, и свадьбу дракой с будущей родней не испортить? Тут надо только в Позволении проходить.

            Наконец, под всеобщее ликование появляется невеста, и молодые соединяются в радостных объятьях.

             Но надо торопиться. У окрутного деревца  их давно уже поджидает  Судьбица,  которая и будет проводить обряд. Перед тем, как в знак соединения двух судеб Судьбица соединит руки молодых тремя узлами рушника и трижды обведёт их вокруг деревца, она задаёт им вопросы и даёт краткое напутствие.
Чествование молодых
           Но вот уже начинается свадебный пир. За незатейливым столом с походными яствами, собрались все участники Стожар. Все чествуют молодых. У  молодого с уст не сходит улыбка – любуется, не налюбуется своей суженной. И только придаёт значимости всему происходящему, красующийся у него под глазом фингал, полученный на Ристаниях. И жених, и невеста прошли испытания в мастерских Хорты и Падчерицы, тем самым только проверив свои чувства и придав им глубину. 
Артель скоморохов
          Однако праздничный пир на Стожарах не долог, и вот уже народ завёл озорные игры. Тут же сама собой собралась небольшая музыкальная артель скоморохов. Играли, кто на чем может. Но получалось складно. А когда народ вдоволь наигрался, празднество закончилось общей пляской.

            И я там был, мёд пил, по усам текло, а в рот не попадало…
Праздник закончился общей пляской